Это заметка была несколько более актуальна полтора месяца назад, когда она была впервые размещена, а фильм шел в кино. Но модератор ее зарубил с гениальной отговоркой о ссылке на мой блог. Скажите спасибо ему. А фильм все равно надо смотреть.
Формально фильм, как и книга Ле Карре — про неправовую экстрадицию (это когда две страны в обход прав человека и норм международного права договариваются о том, что все можно, только «без шума и пыли»).
На самом деле, как и любое приличное кино — это фильм о людях и их взаимоотношениях.

Сначала скучно. Мрачный бородач, похожий на Майкла Шина в «Немыслимом», вылезает из Эльбы и пытается незаконно затеряться в гамбургских подворотнях. Мрачная Рэчел Макадамс пытается легализовать бородача раньше, чем его поймает мрачный Филип Сеймур Хоффман, для этого она идет к мрачному Уиллему Дефо. Все говорят с немецким акцентом. Формальная интрига без примеси человека.
Но минуте на пятнадцатой кино начинает работать как водоворот — только что вы спокойно плыли по течению, и вдруг вас затянуло.

А все потому, что все герои внезапно оказываются людьми. Неприятный, крепко пьющий никотиновый наркоман Хоффман — легко понять, почему он живет один — стопроцентно, фанатично предан своей работе, в которой он притом глубоко разочарован. Работает он шпионом, который так и не вернулся с холода — как и все его люди, он из тех контрразведчиков, которые даже на родной земле остаются на нелегальном положении. Его коллега — немецкая красавица Нина Хосс — безнадежно в него влюблена, а ему наплевать (между ними ничего не происходит, но это именно так сыграно и снято). Эти двое успешно манипулируют Макадамс, которая вынуждена манипулировать бородачом. Бородач же, отрезав бороду, оказывается Григорием Добрыгиным, играющим совершенно невозможного героя — он сомневающийся фанатик, сам себе заложник. И еще Дефо — тоже сам себе заложник, только на противоположном полюсе благосостояния. И Робин Райт, такая цээрушная гадина с улыбкой пантеры, которой неожиданно легко удается подсечь разочарованного в шпионаже и контршпионаже Хоффмана на словесный крючок о нашем хрупком мире, который так хочется сделать хоть немного безопаснее.

Разыграв человеческую драму, Корбайн возвращается к истории о произволе спецслужб во имя высшей правды. Результат — отличная драма, формально — жанрово-шпионская, но на самом деле — человеческая, которая притом достойно дополняет обойму фильмов об истоках и последствиях 11 сентября.
Жаль, если вы так и не посмотрели «Самого опасного человека» в кино. Тем более что это последняя — и исключительно достойная — работа Филипа Сеймура Хоффмана. Именно таким он и запомнится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий