
Один из тех редких фильмов, которые хороши не по правилам и даже у особенных режиссеров появляются нечасто.
Героиня Марион Котийяр Сандра совсем недавно вылечилась от тяжелой депрессии и только-только слезла с таблеток. Работа для нее не просто заработок, а важный этап выздоровления, знак победы над болезнью и возвращение к нормальной жизни. И вот выясняется, что в целях сокращения расходов компании нужно выбирать: премия сотрудникам или Сандра. Ей попросту сообщают об увольнении, но подруга убеждает не сдаваться раньше времени. Теперь все будет зависеть от голосования в понедельник и у Сандры есть выходные, чтобы убедить коллег отказаться ради нее от 1000 евро каждому.
Фактически весь фильм нервная женщина с помятой прической носится по адресам из бумажки и просит о помощи. Ее состояние резко меняется от слабой надежды до упаковки антидепрессантов, а разговоры с сотрудниками обнаруживают с десяток разных историй, что раскрывает ситуацию со всех сторон и добавляет деталей в этот блеклый сюжет. Довольно скудно, не так ли? Но в том-то и чудо, что на таком вот сухом пайке получается удивительно захватывающее зрелище.
Марион Котийяр не стремится вызвать сочувствие или желание помочь — что-то внешнее, ситуативное, но с ее игрой вы проникаете в каждую сцену, становитесь рядом. Тревога, усталость, жажда, надо звонить и идти, проговаривать бумажные слова, стараться не заплакать... Жизнь здесь такая обычная, что попадаешь в нее без усилий. Котийяр не перегибает палку, не выдавливает слезу, кажется, ее единственная задача — сделать глубокий вдох и продолжать. Наблюдатели тут не задержатся: вы или с нею, или покинете зал.
Во многом это заслуга оператора: ненавязчивый ракурс, боковая съемка, отсутствие броских сцен, дистанция — нас не зовут и не пускают внутрь, мы просто осторожно подглядываем со стороны. Это место не любовника, а друга. В кино любят покопаться во внутреннем мире персонажей, здесь же почти театральная отстраненность. Не вываливая с экрана психологические потроха, братья Дарденн добиваются тактичной обособленности взамен утомительному надрыву нараспашку.
В заключение красивый элегантный финал.
Не умопомрачительный итог и не медовая моралька (что бы там ни говорили мушкетеры), а умное и сдержанное завершение истории двух дней. С маленьким секретом: фильм заканчивается не результатами голосования и вообще не на работе у Сандры, а чуть позже и дальше, что бережет от нравоучений и отменяет оценки. Тут о другом.
Есть красота обыденности, простых поступков, хлеба с молоком. Ее сложно передать словами, потому что кино — иная плоскость. Это талант, который чувствуешь сквозь экран, обаяние актера, тщательность работы сценариста. То, что у других выходит скучно, а здесь вдруг как-то получилось. Планка, взять которую не помогут ни сумасшедшие бюджеты, ни громкие имена, ни былые заслуги.
Тайна мастерства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий